Принцип работы винтового компрессора

5 октября 2015
Принцип винтового компрессора был запатентован шведским инженером Лисхольмом в 1932 году. На протяжении многих лет винтовые компрессоры значительно совершенствовались конструктивно и технологически, хотя и до сих пор этот тип компрессорных машин достаточно сложен в изготовлении и требует специальной высокоточной технологии нарезки роторов, обеспечивающей точность изготовления до 10 микрон. Сейчас среди наиболее распространенных типов компрессоров винтовые являются самыми предпочтительными и прочно занимают нишу в диапазоне производительностей компрессоров от 1 до 50 м3/мин.

Принцип винтового компрессора был запатентован шведским инженером Лисхольмом в 1932году. На протяжении многих лет винтовые компрессоры значительно совершенствовались конструктивно и технологически, хотя и до сих пор этот тип компрессорных машин достаточно сложен в изготовлении и требует специальной высокоточной технологии нарезки роторов, обеспечивающей точность изготовления до 10 микрон. Сейчас среди наиболее распространенных типов компрессоров винтовые являются самыми предпочтительными и прочно занимают нишу в диапазоне производительностей компрессоров от 1 до 50 м3/мин.

По характеристикам надежности, долговечности, и моторесурсу до 40000 моточасов, компактности и по массе винтовой компрессор значительно, более чем в 2,5 раза превосходит поршневую машину. Кроме того винтовой компрессор является полностью уравновешенным, не производит больших вибраций и не нуждается в серьезном фундаменте, нормальные рабочие температуры внутри винтовых компрессоров не превышают 80-900С, поэтому такие компрессоры наиболее безопасны и безаварийны. По своим удельным энергетическим характеристикам 5,8-6,2 кВт/м3 современный винтовой компрессор ни в чем не уступает поршневым машинам.

Рабочими органами винтового компрессора являются высокоточные, рационально конфигурированные винты с передаточным отношением 5:6, которые вращаются внутри корпуса. Корпус имеет цилиндрическую расточку в форме восьмерки и специально спрофилированные окна всасывания и нагнетания. Нагрузки от роторов воспринимаются осевыми и радиальными подшипниками качения. В мультипликаторном варианте для получения оптимальной скорости вращения ведущего винта 4000-6000 об/мин служит повышающая передача, состоящая из шлифованных косозубых зубчатых колес. В компрессорах прямого привода вращение осуществляется непосредственно за ведущий винт.При взаимном вращении роторов воздух засасывается во внутренние полости компрессора, которые затем уменьшаются в объеме и сжимают воздух.

В маслозаполненных винтовых компрессорах внутрь рабочей полости сжатия впрыскивается большое количество масла 8-10 л/м3/мин, которое загромождает технологические зазоры и тем самым герметизирует компрессор. Кроме того масло отводит теплоту сжатия, охлаждая компрессор, смазывает механизм движения и глушит шум. В отличии от поршневых машин, в винтовых маслозаполненных компрессорах за счет такого внутреннего охлаждения становится возможным получать высокие степени сжатия до 12 кгс/см2 даже в одной ступени.

Для очистки сжатого воздуха от масла на нагнетании винтового компрессора устанавливается маслоотделитель (сепаратор). Сжатый воздух, проходя через циклон и фильтр маслоотделителя очищается от аэрозолей масла и подается потребителю очищенным с содержанием масла не более 0,035 г/м3.

Схема ременной привод компрессора винтрового

Условные обозначения:

1 Воздушный фильтр. 2 Впускной клапан. 3 Винтовой блок. 4 Маслобак (первичный сепаратор). 5 Сепаратор тонкой очистки. 6 Комбинированный радиатор. 7 Обратный клапан. 8 Вентилятор радиатора с эл. двиг. 9 Масляный фильтр. 10 Главный электродвигатель. 11 Ременная передача. 12 Комбинированный блок со встроенным термостатом и клапаном мин. давления.

Схема прямой привод

Условные обозначения:

1 Воздушный фильтр. 2 Впускной клапан. 3 Винтовой блок. 4 Маслобак (первичный сепаратор). 5 Внутренний сепаратор. 6 Комбинированный радиатор. 8 Вентилятор радиатора с эл. двиг. 9 Масляный фильтр. 10 Главный электродвигатель. 11 Прямая передача (муфта). 13 Термостатический клапан. 14 Клапан мин. давления

Атмосферный воздух через воздушный фильтр (1) и впускной клапан (2) поступает в винтовой блок (3), который является сердцем винтового компрессора. Здесь он смешивается с маслом, для охлаждения и уплотнения зазоров, циркулирующим по замкнутому контуру, и образовавшаяся воздушно- масляная смесь нагнетается с помощью винтового блока в пневмосистему. Первичное разделение масла и воздуха происходит в маслобаке (4). Предварительно очищенный от масла воздух проходит доочистку в сепараторе тонкой очистки или во встроенном внутреннем сепараторе (5). Затем через охлаждающий комбинированный радиатор (6) сжатый воздух поступает на выход компрессора. Основной поток масла из маслобака возвращается в винтовой блок через масляный фильтр (9). Масло, в зависимости от температуры, проходит либо по малому кругу, либо по большому кругу через комбинированный радиатор (6). Регулировка осуществляется с помощью термостата, встроенного в комбинированный блок (12) либо термостатическим клапаном (13). Отделившееся масло в сепараторе тонкой очистки (5) отводится в винтовой блок (3). Винтовой блок(3) приводится в движение главным электродвигателем (10) посредством ременной (прямой) передачи (11). Комбинированный радиатор (6) обдувается воздухом с помощью вентилятора (8)